Научная статья на тему 'Новое учебное пособие по истории библиотечного дела И. В. Балковой«Всемирная история библиотек»'

Новое учебное пособие по истории библиотечного дела И. В. Балковой«Всемирная история библиотек» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1755
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое учебное пособие по истории библиотечного дела И. В. Балковой«Всемирная история библиотек»»

Рецензии

УДК 021(100)(091) ББК 78.33(0)

БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 1, с. 72-74

Балкова И. В. История библиотечного дела : курс лекций. - М. : Пашков Дом, 2013. - 416 с.

НОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА И. В. БАЛКОВОЙ

Библиотечное образование в России весьма скудно обеспечено учебной литературой по истории библиотечного дела. По истории отечественного библиотечного дела мы имеем лишь учебник В. Е. Васильченко (1958 г.) и три издания учебника К. И. Абрамова (1970 г., 1980 г., 2000-2001 гг.). По истории библиотечного дела за рубежом единственным является учебник О. И. Талалакиной, изданный в 1982 г. В 2002 г. вышла в свет работа Б. Ф. Володина «Всемирная история библиотек», в которой история зарубежного и отечественного библиотечного дела впервые рассмотрена в единстве хронологической последовательности. Но книга Б. Ф. Володина - это монография, а не учебное пособие, хотя она и используется в учебных целях.

Поэтому следует приветствовать инициативу издательства Российской государственной библиотеки «Пашков дом», в 2013 г. напечатавшего курс лекций кандидата педагогических наук Ирины Викторовны Балковой «История библиотечного дела». В своих лекциях автор опирался на широкий круг источников (труды историков, книговедов, библиотековедов и библиографов), что позволило подготовить новое, оригинальное учебное пособие, в значительной степени дополняющее существующие учебники по истории библиотечного дела.

К сожалению, И. В. Балкова не решилась последовать примеру Б. Ф. Володина и предлагает две главы, посвященные истории отечественного и зарубежного библиотечного дела, хотя как выпускница аспирантуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ), вероятно, знала, что в университете в течение многих лет преподается единый курс истории библиотечного дела.

Первая глава лекций включает параграфы, посвященные раннефеодальным библиотекам Киевской Руси, библиотекам в России Х^-ХУП вв., XVIII и XIX в., конца XIX и начала XX в. Последний параграф первой главы описывает состояние библиотечного дела в РСФСР и представляет собой исторический очерк развития библиотечного дела за годы советской власти. Этот материал по своему объему занимает треть текста первой главы.

В задачи рецензии не входит пересказ содержания учебного пособия И. В. Балковой. Поэтому ограничимся лишь указаниями на то, что ввел автор нового по сравнению с предыдущими учебниками.

И. В. Балкова правомерно предваряет рассказ о библиотеках Киевской Руси сведениями о распространении на Руси грамотности и возникновении письменности, без чего появление библиотек было бы невозможно. В ее лекциях содержится интересный материал о библиотеке Новгородской Софии, для сведения студентов сообщается, что эту библиотеку можно осмотреть и в наши дни. Также И. В. Балкова подробно останавливается на фигуре Сергия Радонежского и его библиотеке, книжных собраниях московских князей, судьбе Патриаршей (Синодальной) библиотеки, обстоятельно рассказывает «детективную» историю поиска библиотеки Ивана Грозного.

В параграфе о библиотеках на Руси в XIV-XVП вв. выделены более мелкие подразделы: о «сбережении книг» и пополнении фондов монастырских библиотек, книгоописании и классификации книг, технике выдачи книг в библиотеках, монастырских книгохра-нителях.

Изложение исторического материала, предусматривающее в каждом параграфе после общей характеристики развития библиотечной сети рассмотрение теории и практики комплектования библиотечных фондов, развития каталогизационной мысли, процесса

А. Н. Ванеев, 2014, № 1, с. 72-74

чтения, читателей и их обслуживания, библиотекарей и подготовки библиотечных кадров в тот период и т. д. - основное, принципиальное отличие лекций И. В. Балковой от существующих учебников по истории библиотечного дела.

Таким подходом достигается единое изложение истории библиотечного дела и библиотековедения, предваряется последующее изучение студентами теории и практики комплектования и организации библиотечных фондов, каталогизации и классификации, библиотечно-библиографического обслуживания читателей и т. д.

В параграфе, посвященном XVIII в., обстоятельно рассмотрены проекты организации сети публичных, общедоступных библиотек, приводятся сведения о библиотеке Московской типографии, библиотеках учебных заведений, в частности о библиотеке Академии художеств. В учебном пособии показаны пути приобретения книг для библиотек, в том числе ранние попытки введения обязательного экземпляра, книгообмена, межбиблиотечного абонемента (МБА), появление первых печатных каталогов. В параграфе дана характеристика первых профессиональных библиотекарей: И. Д. Шумахера, Л. И. Лужкова, А. И. Богданова, И. Г. Бакмейстера.

В параграфе об истории библиотечного дела XIX в. содержатся сведения о деятельности «Библейского общества», подробно на 16 страницах раскрыта деятельность Императорской Публичной библиотеки, рассмотрены теоретические взгляды В. Г. Анастасевича, А. Н. Оленина, В. И. Собольщикова, И. А. Крылова, А. X. Востокова, Ф. Ф. Рейса, В. В. Стасова.

Следующий параграф лекций И. В. Балковой освещает период конца XIX - начала XX в. Здесь значительное внимание уделено библиотекам общественных организаций. При этом рассматривается не только библиотечная деятельность революционных организаций, как это было ранее, но и других общественных объединений, далеких от пропаганды революционных идей. Раскрывается библиотечная деятельность Л. Б. Хавкиной, взгляды Н. А. Рубакина на разработанную им теорию «библиотечного ядра». Значительное место уделено анализу деятельности Н. А. Руба-кина по изучению «русской читающей публики».

В последнем параграфе первой главы особое место занимает анализ взглядов В. И. Ленина и Н. К. Крупской на организацию библиотечного дела и мероприятия советской власти по их воплощению. И. В. Бал-кова призывает к выработке объективного взгляда на наследие Ленина и Крупской в области библиотечного дела. Их вклад автор видит в разработке программы библиотечного строительства, которая не устарела и теперь. Ирина Викторовна решительно выступает против попыток отдельных библиотековедов сначала восхвалять «великое наследие» Ленина и Крупской, а затем с неожиданной легкостью его отрицать. И. В. Балкова обращает внимание, что для зарубежного библиотековедения Ленин и Крупская -классики библиотековедения.

Отмечая достижения советской власти в библиотечном деле в первое десятилетие ее существования (создание сети библиотек в Красной Армии, осно-

вание многих крупных научных и специальных библиотек, организация сети центральных губернских и уездных библиотек как центров библиотечной работы в регионах и др.), И. В. Балкова критически оценивает декрет «О централизации библиотечного дела в РСФСР» и руководящие инструкции Центральной межведомственной библиотечной комиссии. Автор отмечает, что деятельность комиссии привела к значительному сокращению числа библиотек в стране, но не ликвидировала ведомственную разобщенность библиотек.

И. В. Балкова обстоятельно рассматривает состояние библиотечного дела в годы НЭПа, анализирует причины резкого сокращения сети библиотек и попытки введения платного пользования библиотеками. Она критически оценивает результаты «библиотечного похода», подчеркивая, что он нередко превращался в «показную шумиху». Заметим от себя, что нечто весьма похожее происходит сегодня при проведении «Года книги».

В лекциях обстоятельно рассмотрен Орехово-Зуевский эксперимент по созданию «библиотечного колхоза», анализируются его положительные стороны и существенные недостатки, обусловившие его провал.

К сожалению, такой же развернутой аналитической характеристики не получила в книге так называемая теоретическая дискуссия по вопросам библиотековедения начала 1930-х гг., когда разгромной критике подверглись «буржуазные» библиотековеды и их «попутчики», что весьма отрицательно сказалось на дальнейшем развитии библиотечной теории и практики в Советском Союзе.

В лекциях подробно рассказывается о централизации сети массовых библиотек, ее положительных сторонах и недостатках. Однако ничего не говорится о проведенном в стране упорядочении сети библиотек и реализации планов создания единой сети массовых библиотек. А между тем без упорядочения сети массовых библиотек невозможно было бы создать централизованные библиотечные системы (ЦБС).

Трудно согласиться с мнением автора, что ЦБС не оказали сколько-нибудь существенного влияния на улучшение библиотечного обслуживания населения. В. В. Серов в монографии «Совершенствование системы библиотек в развитом социалистическом обществе» (1981 г.) - эта работа отсутствует у И. В. Бал-ковой в списке использованной литературы - обстоятельно рассмотрел итоги централизации сети массовых библиотек и правомерно оценивает ее как новое направление в библиотечном строительстве, называя «генеральным путем» развития советских библиотек, библиотечным учреждением качественно нового типа. В его книге убедительно обосновываются преимущества ЦБС как крупного библиотечного учреждения.

Ликвидация ЦБС в ряде регионов Российской Федерации в 1990-х гг. связана не с недостатками этой, безусловно, прогрессивной системы библиотечного обслуживания населения, а с переходом библиотек на местный муниципальный бюджет. Но, к сожалению, И. В. Балкова заканчивает изложение истории библиотек описанием ситуации в конце 1980-х гг. и не рассматривает состояние библиотечного дела

РЕЦЕНЗИИ

в 1990-е гг. Как и в предыдущих параграфах, здесь выделен подраздел, посвященный анализу развития библиотековедения за годы советской власти, уделено внимание рассмотрению цензуры в библиотечном деле, изъятию книг из библиотек, потерям библиотечных фондов в годы Великой Отечественной войны и деятельности Государственного фонда литературы. Рассмотрены положительные и негативные явления в подготовке библиотечных кадров.

К сожалению, в книге отсутствует изложение истории библиотечного дела в бывших республиках СССР. Проигнорирован тот факт, что до революции была Российская империя, а в СССР - многонациональное государство. В результате из лекций И. В. Бал-ковой студент не получит представлений о знаменитой библиотеке Улугбека, Матенадаране - хранилище армянских рукописей, еврейском библиотечном деле в Белоруссии, научной библиотеке Тартуского университета (единственной в СССР, в структуре которой была парикмахерская для сотрудников, вернее -сотрудниц), а также массе других событий, интересных, познавательных и поучительных фактах истории библиотечного дела.

Вторая глава учебного пособия посвящена истории библиотечного дела за рубежом. В ней рассматриваются библиотеки Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения, библиотечное дело в новой и новейшей истории. Выделен специальный параграф «Развитие библиотек в Америке», название параграфа не совсем точное, поскольку в нем речь идет не об Америке в целом, а только о США.

Вторая глава учебного пособия построена в основном на материалах учебника О. И. Талалакиной с добавлением сведений из «Всемирной истории библиотек» и «Введения в библиотековедение» Дж. Шира и некоторых других источников.

Отличие лекций И. В. Балковой от учебника О. И. Талалакиной заключается в дополнении и более широком освещении отдельных исторических событий и фактов. Так, более обстоятельно раскрыта история «Библиотеки Александрины» (Александрийской библиотеки), хотя ничего не сказано о ее воссоздании в 2002 г.

Глава содержит ряд дополнений о библиотечном деле в Англии, Франции, Германии; библиотечных деятелях Г. В. Лейбнице, И. В. фон Гёте, А. Паницци, Ш. Р. Ранганатане и др.; подробно рассмотрена деятельность международного библиографического института (1895 г.). Оригинальным является параграф, в котором собраны и систематизированы сведения из разных источников по истории библиотечного дела

в США, дана характеристика выдающихся библиотековедов М. Дьюи и Ч. Кеттера.

Если в параграфе «Библиотечное дело в новой истории» И. В. Балкова ограничилась изложением истории библиотек только ведущих европейских стран, то в параграфе «Библиотечное дело в период новейшей истории» значительно расширен круг стран, библиотечное дело которых рассматривается в учебном пособии. Однако это в основном страны Европы. Из других стран приведены только краткие сведения о библиотеках Китая и Японии. Отсутствие сведений о библиотеках афро-азиатских стран и Латинской Америки во многом могла бы восполнить Библиотечная энциклопедия, которую Ирина Викторовна, к сожалению, не использовала. С нашей точки зрения, следовало бы познакомить студентов хотя бы с такими выдающимися деятелями мирового библиотековедения, как Х. Л. Борхес, бывшим директором Национальной библиотеки Аргентины, и Д. С. Ортега - директором Колумбийской Национальной библиотеки.

Второй главе лекций И. В. Балковой во многом присущ описательный стиль изложения в отличие от первой главы, в которой зачастую не только излагаются исторические факты, но и дается им оценка. В последнем параграфе второй главы появляются и попытки критического взгляда на деятельность зарубежных библиотек, расширен круг использованных источников.

Ценность учебного пособия И. В. Балковой заключается не только в сообщении новых исторических фактов, отсутствующих в учебниках, что обогащает историографическую базу научной истории библиотечного дела, но и в стремлении, часто весьма удачном, по-новому оценить те или иные события и явления в теории и практике библиотечного дела. Автор нередко уходит от сложившихся стереотипов и предлагает свое видение теоретических и практических проблем библиотековедения.

Лекции И. В. Балковой - это не пересказ существующих учебников, а новый, оригинальный подход к изложению и осмыслению истории библиотечного дела. По собственным словам Ирины Викторовны, она поставила перед собой задачу «раскрыть суть ис-торико-библиотечных явлений, определить тенденции их развития» и, по мнению рецензента, успешно с ней справилась.

А. Н. Ванеев, д-р пед. наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, действительный член Международной академии информатизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.